Логистический центр: понятия, функции, классификация

Логистический центр: понятия, функции, классификация

Логистический центр — это пространственно-функциональный объект с инфраструктурой и организацией, в котором логистические услуги, связанные с приемом, хранением, распределением и выдачей товаров и оказанием сопутствующих услуг, предоставляются хозяйствующими субъектами независимо от отправителя или получателя.

Общие сведения

Одним из условий эффективного движения продукции в логистической системе является создание узловых модальных пунктов логистической сети, называемых центрами логистического обслуживания. Переходной формой создания логистических сервисных центров являются интегрированные складские комплексы.

Развитие экономики тесно связано с развитием логистики, которая должна соответствовать ожиданиям клиентов и приносить прибыль. Главным мотивами при строительстве логистических центров можно считать:

  • повышение уровня обслуживания клиентов
  • сокращение времени
  • снижение затрат
  • глобализация
  • организационная интеграция

Логистические центры способствуют повышению эффективности и результативности логистических процессов и удовлетворенности клиентов – т.е. стремятся к комплексному обслуживанию. Они могут включать инвестиции в логистическую инфраструктуру и инвестиции, связанные с производством и распределением. Инвестиции в логистические центры приводят к росту спроса на персонал, увеличению спроса на строительном рынке.

Создание логистических центров также может быть связано с плохим расположением, что может привести к перегрузкам, создать грузовые перевозки через центры городов, разрушить городские дороги, не приспособленные для перевозки тяжелых грузов.

Функции логистического центра

В деятельности логистических центров можно выделить три вида функций:

Логистические функции:

  • транспорт,
  • хранилище,
  • управление запасами,
  • управление заказами,
  • упаковка
  • комплектация.

Вспомогательные функции

  • экспедирование грузов,
  • таможенное оформление,
  • страхование,
  • систематический оборот многоразовой транспортной упаковки,
  • аренда контейнеров, поддонов и другой тары,
  • информационные и ИТ-услуги,
  • продвижение и маркетинг.

Дополнительные функции:

  • техническое обслуживание транспортных средств,
  • продажа ГСМ и аксессуаров,
  • ремонт тары и другой транспортной упаковки
  • гостиничные услуги,
  • услуги общественного питания,
  • банковские услуги,
  • бухгалтерские услуги,
  • телекоммуникационные услуги,
  • услуги парковки.

Классификация логистических центров

Наиболее популярным разделением логистических центров является классификация, основанная на диапазоне взаимодействия. Логистические центры делятся на:

  1. международные — с наивысшим уровнем организационного развития и широчайшим набором функций. Площадь, занимаемая таким центром, варьируется от 100 до 150 га, а расстояния обслуживания колеблется от 500 до 800 км. Международный логистический центр должен обладать широким спектром логистических услуг и быть оснащен IT-системой;
  2. региональные — выступающие в качестве промежуточного звена в логистической цепочке, обслуживающие регион. Площадь, занимаемая таким центром, варьируется от 20 до 50 га, а дальность перевозок объекта колеблется от 50 до 80 км. Региональный логистический центр оказывает большую часть логистических услуг;
  3. местные — выступают в качестве конечного звена в современной логистической или дистрибьюторской сети. Площадь, занимаемая таким центром, варьируется от 5 до 10 га, а рабочие расстояния колеблется от 2 до 10 км. Местный логистический центр предлагает частичный спектр логистических услуг, в зависимости от потребностей подрядчиков;
  4. промышленные — ориентирована на обслуживание конкретной отрасли или тесно интегрированных производственно-сбытовых цепочек, связанных с одним предприятием.

Разделение логистических центров в соответствии с их функциями и задачами:

  1. логистический центр как область транспортной экономической деятельности, где в данной области создается конкретный кластер транспортных компаний;
  2. центр распределения товаров — где основной функцией объекта является предоставление услуг по распределению;
  3. транспортный центр — входящий в состав определенного предприятия, используемый для централизованного сбора или распределения товаров;
  4. центр логистического обслуживания — комплексный логистический центр (транспортно-распределительный и снабженческий центр, направленный на модернизацию центра с помощью интегрированных логистических систем), связывающий существующие логистические компании с информационными системами и одновременно использующийся как распределительный центр (автоматизированный или полуавтоматизированный) различными организациями;
  5. грузовой узел — узел между различными видами транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, железнодорожный).
  6. логистический центр как направление развития транспортной отрасли, где развернуты организации, занимающиеся развитием железнодорожного транспорта;
  7. городские логистические центры — созданные на окраинах или в центре города с целью снижения интенсивности движения и загруженности.

Разделение логистических центров по типу пространственной структуры:

  • единый логистический центр (централизованный, концентрированный, централизованный) — все материальные элементы логистического центра (т.е. складские здания, офисные здания и перевалочные терминалы) собраны в одной, территориально ограниченной зоне. Такая концентрация облегчает осуществление сотрудничества этих подразделений в рамках центра материально-технического обеспечения.
  • раздельный логистический центр (децентрализованный, рассредоточенный, централизованный) — элементы логистического центра (объекты и оборудование) расположены в нескольких меньших по размеру, удаленных друг от друга районах, но организационно объединены в модули одного логистического центра. Это соединение осуществляется с помощью транспортных связей и, по возможности, информационной системы. Данное решение применяется в случае отсутствия земельного участка размерами, позволяющего построить однокомпонентный логистический центр, или в том случае, если рассредоточенный вариант удобен для потребителей услуг.

Расположение логистических центров

Логистические центры должны располагаться в местах, где имеется легкий и одновременный доступ к транспортной инфраструктуре, не только автомобильным, но и железнодорожным, воздушным и водным путям. Поэтому при строительстве логистических центров предпочтение отдается слаборазвитым, но хорошо связанным, легкодоступным и удобным для инвестиций районам, имеющим доступ к коммунальным услугам.

В случае коммерческого характера логистического центра расположение стройплощадки определяется следующими факторами:

  • стоимость логистического рынка,
  • наличие и стоимость земли,
  • доступность транспортной и коммуникационной инфраструктуры,
  • привлекательность проекта для инвесторов,
  • наличие рабочей силы,
  • покупательская способность населения,
  • уровень образования работников и т.д.

Учитывая публичный характер логистического центра, местоположение строительной площадки определяется не только экономическими критериями, но и следующими факторами:

  • макроэкономика,
  • экология
  • городское планирование (например, с учетом местных или региональных стратегий развития, необходимости сокращения безработицы, смягчения последствий неконтролируемого экономического развития и т.д.).