Кросс-докинг: особенности использования

Кросс-докинг (англ. cross «напрямую; пересекать» + docking «стыковка; причаливание»), сквозное складирование — процесс приёмки и отгрузки грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.

Кросс-докинг является совокупностью логистических операций внутри цепочки поставок, благодаря которым отгрузка со склада и доставка товаров максимально точно согласуются по времени. В результате продукция доставляется в оговоренный срок.

Кросс-докинг происходит в один или два этапа:

одноэтапный кросс-докинг — груз проходит через склад в качестве неизменного отдельного заказа;

двухэтапный кросс-докинг — груз подвергается перегруппировке при перемещении из складской зоны приёмки в зону отгрузки.

Хранение товара на складе в обоих случаях полностью исключается. Также, как правило, единицей перемещения остаётся поддон без изменения его состава.

Преимуществами сквозного складирования являются:

более быстрая доставка продукции к пунктам назначения;

сокращение складских площадей и снижение затрат на оплату аренды складов и труд персонала.

Оптимальными для сквозного складирования считаются товары с высоким спросом и значительным объемом транспортировки: товары массового потребления, пользующиеся постоянным спросом; скоропортящиеся продукты; товары высокого качества; продукция для рекламных мероприятий.

Как правило, широко используется в распределительных центрах розничных сетей.

Склад предназначен не для хранения грузов, а для преобразования грузопотоков. На этом основан кросс-докинг. Меняет кардинально складскую технологию грузоопереработки, обеспечивая в первую очередь процессы приемки и высокую скорость выполнения комплектации заказов, что соответственно затрагивает планирование складских площадей.

Предпочтение отдается площадям для приемки и комплектации, а зона хранения либо сводится к минимуму(для запасов на 1-2 дня), либо отсутствует совсем.

По функциональному назначению склады кросс-докинг делятся на распределительные, где товарные партии на уровне целой грузовой единицы с колес переформировываются в партии в соответствии с заявками клиентов, и подсортировочные, на которых поступающая грузовая единица разбирается и из коробов(или штук) комплектуется заказ потребителя.

Склады, где комплектуются заказы и нет зоны хранения, называют просто кросс-докинг (“Flow Through”-проведение потока через склад), а склады с краткосрочным хранением в течение 1-2 дней называют кросс-докинг плюс (склады «Merge-in-Transit»-слияние в транзите). Такая терминология выдвинута практикой и в научном отношении некорректна, однако бизнес пользуется ею в настоящее время, и потому здесь она приводится как факт, без комментариев автора.